Идея 1.
В общении с детьми старше 3 лет чаще употребляйте в своей речи обобщающие слова-понятия (овощи, фрукты, ягоды, транспорт, одежда, обувь, головной убор, посуда, мебель, животное, домашнее животное, дикое животное, растение, инструмент и т. п.).
Например: «Поставь обувь на место. Давай расставим посуду на столе — какую посуду поставим для завтрака? Какой транспорт ты видел на прогулке с бабушкой? Отгадай, из каких фруктов приготовлен компот? Отгадай, какие овощи я купила в магазине. Давай положим одежду на место. Помоги папе достать инструменты».
Исследования доказывают, что лучше всего и без труда усваивают обобщающие слова дети, которые часто их слышат от близких взрослых в повседневной жизни.
Идея 2.
Читая ребенку детские книги, обращайте внимание на интересные, необычные слова и выражения — эпитеты, сравнения, олицетворения – «нос повесил», «змейкой вьется», «вьюга злилась», «туча занавесила небо», «закричал на всю Ивановскую».
«Собирайте» их в волшебный сундучок — кто заметил или запомнил интересное слово или выражение из сказки, рассказа или стихотворения, тот кладет его в сундучок (используем красивые фишки). А потом «доставайте» из сундучка, когда сочиняете свои сказки. Спросите ребенка, о чем еще так можно сказать.
Идея 3. Чаще сравнивайте вместе с ребенком предметы друг с другом.
Совершенно не нужно покупать для этого специальные картинки.
Можно по дороге в детский садик сравнить свою куртку и комбинезон ребенка — чем они похожи и чем отличаются. Сравнивайте детали, их форму, размер, цвет, материал.
Например: «У Ваниного комбинезона есть капюшон, а у маминой куртки капюшона нет. Куртка короткая, а комбинезон длинный. У куртки высокий воротник, а у комбинезона низкий воротник. У комбинезона есть манжеты, а у куртки нет» и т. д. Аналогично в следующий раз сравните обувь (ботинки и сапоги). Можно сравнить два дома, мимо которых вы проходите (сколько этажей и подъездов, какие окна и балконы, что находится на первом этаже и т. д.). Во время приготовления обеда сравните кастрюлю и сковороду, чашку и стакан, назовите их части, форму, цвет, материал, назначение. На прогулке сравните троллейбус и автобус, грузовую и легковую машину, ель и сосну, березу и дуб.
Подобные задания развивают не только речь, но и внимание, восприятие, мышление ребенка.
Идея 4. Помните, что развивается то, что тренируется. Поэтому чаще спрашивайте ребенка о его планах, переживаниях, просите рассказать об интересных случаях из его опыта.
По дороге в детский сад, к бабушке или в гости спросите, чем он хочет заняться, как будет играть, с какими игрушками, какие игрушки ему больше нравятся и почему, а какие – меньше. Утром – попросите рассказать сон, который ему снился или вечером придумать интересный сон. Обсудите, как он хочет провести выходные, какие игрушки ему понадобятся на прогулку, как он собирается поиграть.
А вечером после садика обязательно поинтересуйтесь не тем, что он ел, а тем, как прошел день, что было интересное, что его огорчило, что порадовало, что удивило, с кем и во что он играл, что узнал и чему научился. Папе вечером расскажите вместе с малышом о событиях дня, о книжках, которые вы читали (перескажите самый интересный и полюбившийся фрагмент).
Так ребенок будет незаметно учиться последовательно, связно и понятно для собеседника излагать свои мысли и рассказывать о событиях из личного опыта.
Идея 5. Если ребенку трудно рассказывать о событии из личного опыта, помогите ему наводящими вопросами (С чего все началось? Что случилось дальше? Что сказал…? Что ты ему ответил? Игорь расстроился? А ты? Чем все закончилось?). Или дайте начало фразы, а ребенок ее продолжит: «Мне очень понравилось, как… Я огорчился, когда… Мы прочитали книжку о …». Сначала малыш будет рассказывать с помощью ваших «опор», потом вы заметите, что опоры ему больше не нужны — он научился строить высказывание.
Идея 6. С 4 лет используйте ситуацию «письменной речи».
Нет, это не малыш пишет. Это вы пишите под диктовку ребенка придуманный им рассказ для друга или письмо папе. Это очень действенный способ развития речи, т. к. малыш начинает прислушиваться к своим словам, осознавать их, учится планировать свое высказывание. Давайте начало фраз: «Сегодня мы были… Где? Там мы видели…? Они были…. Мы стали….. И уточки….». Постепенно вы заметите, что речь ребенка стала более связной, и ребенок стал легко строить цельный текст — рассказ о событии.
Идея 7. Даже с очень маленькими детьми очень полезно вслух при малыше комментировать свои действия.
Когда вы собираетесь на прогулку или кормите ребенка, проговаривайте, что вы делаете, называя точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (пушистый, гладкий, блестящий, шероховатый, мягкий, твердый): «А сейчас возьмем полотенце и вытрем Ванечку. Вот какое у нас полотенце — мягкое, пушистое, белое. Где у Вани ручки? Вот ручки. Давай вытрем ручки.» и т. д. Неважно, что ребенок еще не говорит или плохо говорит.
Комментированием вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка. Это воздастся сторицей, когда он начнет разговаривать.
Идея 8. Всегда точно называйте все предметы и действия в своей речи.
Вместо того чтобы сказать «надевай штаны», назовите предмет точно — «надень брюки (или джинсы, шорты, рейтузы, колготки). Это поможет малышу научиться сравнивать и отличать друг от друга похожие вещи. Рассмотрите вещи в доме. Чем отличаются и чем похожи брюки и рейтузы? Чем похожи и чем отличаются берет и кепка (панамка)? Чем похожи и чем отличаются чашка, стакан и бокал? Стул, табуретка и кресло? Такие упражнения в повседневной жизни — мощный ключ к развитию мышления и речи малыша.
Идея 9. С 4 лет и старше малышу очень нужно общение со сверстниками, причем не на занятиях, а в свободной игре.
Анализ речи малышей показывает, что когда ребенку нужно что-то объяснить сверстнику, помочь ему, показать и рассказать о чем-то, дети употребляют в несколько раз больше сложных синтаксических конструкций, чем на занятиях со взрослыми! А значит, формируется грамматический строй речи ребенка.
Идея 10. Если ребенок ошибается в каком-то слове, не повторяйте его ошибку. Это только закрепит ее в его памяти. Вместо этого просто скажите несколько раз правильный вариант.
Например, дочка говорит: «Я разложила на стол много ложков и вилков», а вы в ответ: «Умница! Да, ты много ложЕК и виЛОК на стол положила. Вот как много ложЕК! И вилок много! Спасибо, помогла». Интонацией выделите правильное окончание в слове. Ребенку 5-6 лет можно уже подсказать так: «Ты сейчас ошибся. Исправь себя сам!». Но все равно его ошибки не повторять!
Идея 11. Сочиняйте сказки. Этим можно заниматься даже с трехлетками и прямо в дороге, в очереди или в любом другом месте.
Для самых маленьких понадобится ваша помощь – начала фраз. Вы начинаете фразу, а ребенок ее продолжает. Например: «Жили-были… Они любили… Один раз... Вдруг… Бабочка спросила… Тогда… И зверята решили…» и т. д. Такие сказки очень хорошо придумывать даже с малышами везде — в дороге, в очереди, в ситуации, когда нужно занять ребенка, а игрушек под рукой нет. Вы заметите через несколько месяцев такого сочинения, что малыш стал сам в своей речи употреблять слова — связки между предложениями, которые он услышал от вас в сочинении сказок.
Идея 12. Играйте с малышом в загадки.
Играть можно «по пути», во время приготовления ужина, на прогулке, на детском празднике, то есть когда угодно и где угодно. Самые простые загадки, доступные для сочинения ребенком примерно с 4 лет строятся на сравнении. Например: «Он желтый, как… (ребенок продолжает — «солнышко»), но не солнышко. Он пушистый, как…. («вата» — продолжает ребенок), но не вата. Он пищит, как... (резиновая игрушка), но не игрушка. Кто это?» (Цыпленок). Или «Зеленый, как… (крокодил), но не крокодил. Прыгает, как… (заяц), но не заяц. Живет на пруду, но не (утка). Кто это? (Лягушонок)».
Сочиняя загадки, ребенок учится перечислять признаки предметов в последовательности. Загадайте придуманную загадку папе, старшему брату, бабушке и дедушке. Сначала вы будете начинать фразы, а ребенок — заканчивать их. Постепенно он станет более активным и начнет придумывать их сам!
Идея 13. Делайте самодельные простейшие книжки с результатами словесного творчества малыша.
Ребенку очень важно пощупать, потрогать, увидеть результат его речевого творчества.
Согните несколько альбомных листов пополам и сшейте их. Подпишите красиво обложку. На каждой страничке сверху вы приклеиваете картинку, а под ней пишите загадку, сказку или рассказ, придуманный малышом.
Можно сделать книжку и более интересно оформленной — с использованием фотографий малыша, картинок из журналов и каталогов, его рисунками. Здесь простор для творчества!
Идея 14. Играйте с ребенком в рифмы.
Например: «Где ты, заинька, скакал?» (Маму с папой я искал), «Где ты, Машенька гуляла?» (Я цветочки собирала) и т. д. Это развивает у ребенка языковое чутье, чувство ритма и рифмы.
Идея 15. Если ребенок допускает ошибки в согласовании слов друг с другом (например, говорит так — «красныя платья» вместо «красные платья», «красивоя облако» вместо «красивое облако», «рисую краснЫМ ручкой» вместо «рисую красной ручкой»), то вам поможет грамматическая игра.
Собираясь на прогулку, рассмотрите одежду, обувь, головные уборы и загадайте загадку о ваших вещах. Произнося текст загадки, выделите голосом окончания слов:
«КрасивОЕ новОЕ — это платье или футболка? Отгадай!».
«КрасивЫЙ новЫЙ — это комбинезон или пальто? (пиджак или куртка)»
«КрасивЫЕ новЫЕ — это брюки или куртка? (туфли или сумка)»
«КрасивАЯ новАЯ — это шапка или свитер? (юбка или платья)»
Если малыш ошибся, скажите: «Разве мы так говорим — красивОЕ футболка? Как мы говорим о футболке? Она какая? Правильно, красивАЯ. Значит, красивОЕ — это что? Да, платье».
В эту игру можно играть и на прогулке: «ЗеленАЯ молодАЯ — это береза или дуб?», в магазине — «СвежИЕ хрустящИЕ — это огурцы или арбуз?», в транспорте — «КруглЫЕ новЫЕ — это колеса или руль?».
В игре малыш учится прислушиваться к окончаниям слов в речи и ориентироваться на них, правильно согласовывать слова в роде и числе.
Идея 16. Помните, что у самых маленьких детей развитие речи связано с развитием мозжечка.
Это уже доказано в исследованиях неврологов. Мозжечок отвечает за артикуляцию звуков, координацию работы мышц, автоматизацию правильного произношения звуков. А развивается мозжечок только в активных действиях самого малыша. Поэтому очень важно, чтобы ребенок как можно раньше стал самостоятельным и много двигался, чтобы малыш научился уже в 8 месяцев пить из чашки, которую держит в руках взрослый. А в год — сам держал в руках чашку (брал в руки и пил из нее) и пользовался ложкой (взрослый докармливает).
В более старшем возрасте полезны любые занятия, развивающие координацию движений — велосипед, скакалка, прыжки в резиночки, школа мяча, спортивные игры.
Идея 17.
Важно, чтобы ребенок сам анализировал, сравнивал, делал выводы и открытия и отражал в своей речи свои собственные мысли, а не запоминал — воспроизводил мысли взрослых.
Например, абсолютно бесполезно заучивать по книге, что «свекла и морковка — это овощи, а яблоко и груша — фрукты». Лучше сделать так, чтобы малыш сам для себя открыл, чем отличаются овощи и фрукты.
Для этого давайте купим в магазине вместе с ребенком несколько настоящих овощей для супа и салата, по дороге домой обсудим с малышом, чем эти овощи отличаются друг от друга (по размеру, по цвету, по вкусу, по форме, по характеру поверхности — гладкий или нет). Потом вместе с ребенком выложим все овощи, рассмотрим их и найдем, чем они похожи друг на друга. И выведем вместе с малышом свое собственное определение — что такое овощи.
Вопрос к ребенку, который нам поможет — чем похожи друг на друга все овощи? Например, все овощи похожи друг на друга тем, что:
а) Растут на огороде на земле или в земле,
б) Их выращивают люди, сами по себе они не растут,
в) Овощи съедобные — из них готовят супы, пюре, рагу и т. д.
Сделайте вместе с малышом вывод — какие растения называются овощами.
Затем понадобится лишь закрепить представления ребенка по ходу жизни, задавая вопросы типа «Отгадай, из каких овощей я сварила суп?», « Какие овощи принес папа из магазина?», «Я загадала овощ, отгадай, какой?». И еще — поиграть в магазин, где ребенку надо будет выложить овощи и фрукты на разные прилавки.
Аналогичным образом можно обсудить с ребенком и другие обобщающие слова (мебель, посуда, одежда и т. д.) и уточнить их.
Идея 18. Помните, что с детьми нужно говорить совсем не так, как со взрослыми, особенно с маленькими — более спокойно, размеренно, с яркой интонацией, четким произношением слогов и слов, без спешки.
Иначе малыши не могут выделить отдельные слова и звуки из потока речи взрослых, и развитие активной речи задерживается.
Идея 19. Постарайтесь избавиться от постоянного шума в квартире (таким негативным шумом может быть постоянно включенный как фон телевизор или радио).
Такой фон очень негативно влияет на развитие речи детей. Младенцы перестают активно лепетать и прислушиваться к своим звукам, а дети постарше перестают вслушиваться в речь.
Идея 20. В общении с самыми маленькими детьми чаще используйте народные потешки.
Они идеально подходят для развития речи, так как в них повторяющиеся слоги находятся в сильной позиции (в начале или в конце фразы), и потому хорошо выделяются на слух малышом. А ритм, рифма, движение, многократное повторение действий помогают развитию активной речи ребенка, его желанию повторить слоги и слова за взрослым.
Использованы материалы интернет-источника: https://vk.com/club13542205